Главная > Вера > 3 ноября 2017 года исполнилось 2 года со дня кончины архимандрита Никона (Лысенко)

Сообщение об ошибке

  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u1070774/data/www/azov-predtecha.ru/index.php:3) in drupal_send_headers() (line 1236 of /var/www/u1070774/data/www/azov-predtecha.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u1070774/data/www/azov-predtecha.ru/index.php:3) in drupal_send_headers() (line 1236 of /var/www/u1070774/data/www/azov-predtecha.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u1070774/data/www/azov-predtecha.ru/index.php:3) in drupal_send_headers() (line 1236 of /var/www/u1070774/data/www/azov-predtecha.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u1070774/data/www/azov-predtecha.ru/index.php:3) в функции drupal_send_headers() (строка 1236 в файле /var/www/u1070774/data/www/azov-predtecha.ru/includes/bootstrap.inc).
  • Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u1070774/data/www/azov-predtecha.ru/index.php:3) в функции drupal_send_headers() (строка 1236 в файле /var/www/u1070774/data/www/azov-predtecha.ru/includes/bootstrap.inc).

3 ноября 2017 года исполнилось 2 года со дня кончины архимандрита Никона (Лысенко)

3 ноября 2017 года исполнилось 2 года со дня кончины архимандрита Никона (Лысенко)

Когда я впервые увидел Ник Никыча, то, честно говоря, обомлел. По степи шёл человек, ликом весьма напоминающий Государя Императора Николая Второго, на плечи его была наброшена долгополая офицерская шинель старого образца, да ещё с капелевским шевроном на рукаве.

Под шинелью – наглухо застёгнутый френч того же времени и галифе. Дополняли образ – всегда дымящаяся изогнутая трубка, притемнённые очки на носу, и… шлёпанцы на босу ногу. Штрипки галифе, при этом, волочились в пыли, придавая всему остальному некую трагичность…

И ещё – он был православным. То есть, в его палатке, в изголовье, непременно находились икона и молитвослов, что, впрочем, ничуть не озадачивало нашу вольную джинсово-волосатую тусню, тем более, что вышеперечисленное зачастую соседствовало с батареей совместно выпитых бутылок.

Говорил он всегда негромким приветливым тоном, а в пиковые моменты общего восторга лишь тихо улыбался, держа трубку у лица. К нему все быстро привыкли, хотя музейное начальство периодически крутило носом от его нарочито «белогвардейского» имиджа.

И всё было бы хорошо, кабы в расположенной неподалёку от нас воинской части не затеяли учения по наведению переправ через Кубанское водохранилище, на берегу которого наша экспедиция долго уже копала меотский могильник. Некоторое время нашу неспешную научную деятельность беспокоили рёв моторов тягачей за ближними холмами, суета катеров на воде и трескотня вертолётов над головами. Потом всё стихло, видимо переправы были благополучно наведены, а начальство вдруг испуганно сообщило нам, что вояк этих посетил сам министр обороны СССР, и что, в качестве культурной программы, планируется его визит к археологам. Посему, нам было строго предписано при появлении высоких гостей немедленно скрываться за высокими отвалами, чтобы не порочить честь советской науки своим непотребным видом. С чем мы, разумеется, согласились. Так вот, когда в один из дней, к раскопу подкатила кавалькада белоснежных «Волг», мы поняли, что пора прятаться. Расположившись за одной из высоченных куч выкопанной нами земли, мы втихомолку наблюдали, как окружённый поджарой свитой в генеральских погонах и нашим чифьём министр благосклонно озирает плоды трудов наших.

Ник Никыч же, развалившись на шинели, курил свою трубку, разглядывая в гордом одиночестве небеса с мягкого земляного склона соседнего отвала. Всё и шло хорошо, пока музейщикам не пришло в голову показать гостям что-то особенное именно там, где расположился Ник Никыч. Все буквально оторопели: мы от восторга, чифьё от ужаса, а генералитет – от негодования. Только Ник Никыч, не моргнув глазом, продолжал курить, глядя куда-то в даль. Произошла некоторая суета и визитёры спешно двинулись прочь.

Тут Ник Никыч вынул трубку изо рта и очень спокойно, но достаточно громко и отчётливо, чтобы его услышали, произнёс им вслед: - Эх… не тот генерал пошёл ныне… не тот… Вот раньше был генерал… это - да… Важный был генерал, не то что эти… эх…

Свита ускорила шаг, а Ник Никыч, приподнявшись, принялся выколачивать трубку о подмётку шлёпанца… После этого ему пришлось покинуть экспедицию. Вот такая история.

 

P.S. Спустя год я решил навестить его в музее-заповднике «Танаис», что в донских степях. Да вот, разминулись – Ник Никыч как раз отбыл куда-то, а я, наоборот, в «Танаисе» и остался. Там и возникла наша семья. Невольной причиной чему сослужил он. А Ник Никыч теперь – архимандрит Никон…

 

P.P.S. А потом пришло известие: Его Высокопреподобие архимандрит Никон завершил свой путь земной. Всемилостивый Господь да упокоит душу верного раба Своего в селениях праведных. Скорбим.

 

Ноябрь 2015

Василий Бояринцев, писатель

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин Донской духовной семинарии, преподаватель церковной истории, известный церковной историк и замечательный пастырь.

Николай (в миру) Лысенко родился 11 мая 1953 в г. Таганроге в семье дворянского происхождения, и являлся выходцем из старинного запорожского казачьего рода. По семейной легенде, род ЛИсенко (именно так звучала в оригинале фамилия на украинском, с ударением на первом слоге) происходил от знаменитого полумифического казачьего атамана Волкодлака-Лиса, прозванного так врагами за храбрость (Волк-оборотень) и воинскую хитрость (Лис). За последующие столетия род Лисенко не обмельчал, а скорее прирастал знаменитыми личностями. Достаточно сказать, что известный украинский композитор XIX – н. XX веков Николай Витальевич Лысенко, с чьим именем связана эпоха становления украинской музыки, приходился архим. Никону двоюродным дедушкой.

Увлекшись историческими изысканиями, Николай Лысенко поступил на исторический факультет Ростовского государственного университета, который закончил в 1978 г. В годы учебы участвовал в диссидентском движении, читал запрещенную властями литературу, за что имел проблемы с руководством и неоднократные вызовы в КГБ. Увлекался археологическими раскопками, что нашло неожиданное отражение спустя много лет в мемуарах известного ростовского археолога В.Я. Кияшко «Пятьдесят лет донской археологии и кое-что еще». В них архим. Никон описан молодым еще человеком с философским складом ума в эпизоде работы экспедиции под Раздорами. После окончания университета успел поработать школьным учителем и научным сотрудником Азовского краеведческого музея.

В начале 1980-х в СССР начали появляться «странные» молодые люди, ищущие ответы на религиозно-философские вопросы жизни. В число таких «чудаков» попал и Николай, он пришёл в храм и остался там. Вскоре стал алтарником и церковным сторожем Всехсвятского храма г. Таганрога, что в конечном итоге привело его в Московскую духовную семинарию и постригу в монашество в 1987 году с наречением имени в честь преп. Никона Радонежского. По словам архм. Никона, «высокое» начальство ростовского КГБ, узнав о его «увлечении» религией и отходу от диссидентства, вызвало его, чтобы спросить, правда ли это? Получив утвердительный ответ, вздохнуло со словами «Ну, слава Богу!».

В 1988 году Никон был рукоположен в сан иеромонаха, чтобы прослужить у Престола Божия без малого 30 лет. С 1989 года являлся преподавателем Московской духовной академии и семинарии. В 1991 году возведен в сан игумена, в 1995 – в сан архимандрита. С 1991 года возглавлял заочный сектор Минской духовной семинарии, которая находится в Жирович (ц)ах Гродненской области. Преподавал спецкурсы по истории Церкви на исторических факультетах Минского и Гродненского университетов. В том же году защитил диссертацию на тему «Предыстория Крещения Руси в свете современных научных данных». В дальнейшем архим. Никон последовательно сменил ряд высоких должностей: благочинный церквей Майкопского округа, ректор Ставропольской духовной семинарии, проректор Саратовской духовной семинарии, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии… По его позднейшему признанию, проживая под суровым небом Северной Пальмиры, затосковал по южному климату и родному городу, в итоге вернулся домой, в Таганрог, чтобы стать настоятелем маленькой кладбищенской церквушки села Новобессергеневка Неклиновского района, где и оставался настоятелем до самой своей кончины. С 2009 года являлся членом профессорско-преподавательской корпорации Донской духовной семинарии, заведующим кафедрой церковно-исторических дисциплин.

Будучи кандидатом богословия, за годы жизни архим. Никон опубликовал более 70-ти публикаций в светских и церковных изданиях, из которых самым известным стал ставший библиографической редкостью двухтомник «Очерки по истории Древней Церкви». Принимал участие в различных симпозиумах и научных конференциях, проходивших на территории Белоруссии, России и зарубежных стран, в том числе г. Зальцбург (Австрия) и г. Бетеле (Германия).

Будучи таганрожцем по рождению, архим. Никон страстно любил свой город, хорошо знал его историю. Организованные им экскурсии для нас, его коллег, дали больше, чем все предыдущие приезды в этот город. Домик Чехова, Старое кладбище, часовня старца Павла, музеи и просто старые улочки Таганрога приобрели, благодаря его рассказам, особенный облик.

Чин отпевания и погребения в Вознесенском храме села Новобессергеневка Неклиновского района архимандрита Никона (Лысенко) 5 ноября 2015 года совершили митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов) и архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан (Овчинников).

Людмила Табунщикова, преподаватель кафедры церковно-исторических дисциплин