Главная > Уроки столетия > Управляемая вражда

Управляемая вражда

Управляемая вражда

Обрисованная С.Г. Кара-Мурзой манипуляция сознанием понятна и даже закономерна: в перестроечные годы народ, столкнувшись с новыми и незнакомыми явлениями, не успев толком в них разобраться, попал под влияние хитрых и коварных манипуляторов. А манипуляторы орудовали виртуозно и напористо, по капле впрыскивая в народное сознание яд и понемногу внушая необходимость назревших якобы перемен. Мало-помалу яд начал действовать, и советские граждане чуть ли не с радостью принялись рассуждать о ненужности бесплатной медицины, о необходимости отпуска цен и о том, что безработица – большое благо.

Сейчас все это кажется какой-то немыслимой ерундой. Но это, увы, было. А потому, когда прозревшие диссиденты начинают объяснять, что не думали, что так оно все выйдет, невольно ловишь себя на каких-то недобрых мыслях. 
Недобрые мысли приходят и когда понимаешь, что горький опыт никого и ничему не научил, что люди рады обманываться снова и снова, позволяя власть имущим лепить из народного сознания любых невиданных зверей. Чего, собственно, власть хотела от народа в перестройку? Чтобы тот как должное, а то и с радостью, с осознанием необходимости и судьбоносности происходящего принял развал страны и дележ государственного имущества. Все так и вышло. Правда, сначала народ основательно «просветили» насчет шестидесяти миллионов расстрелянных и тридцати сортов колбасы. Нужно было внушить, что советский режим кровавый и благосостояния своим гражданам дать по определению не может. И, надо сказать, внушение удалось – по сей день на территории бывшего СССР существует неформальная секта верующих в шестьдесят миллионов расстрелянных. А тогда, в конце 80-х, граждане просто устыдились своей «кровавой» и «нищей» страны.
Зато сегодня народ России гордится своей страной. Так, опрос Левада-центра показал, что около 80% граждан гордятся Россией в целом и около 70% – нынешней Россией. Конечно, это прекрасно, когда люди гордятся своей родиной. Плохо лишь то, что гордость эта – величина уж больно непостоянная и зависит от капризов и сиюминутных задач властей предержащих. Да и народ уж больно непостоянен и податлив – куда власть дунет, туда и поворачивается. 
Что, например, нужно сегодняшней власти? Впрочем, проще сказать, чего ей не нужно. Не нужно сегодняшней российской власти, чтобы народ был объединен общей идеей и общим устремлением. Не нужно, чтобы социалистическое прошлое воспринималось как благо. Не нужны, прежде всего, сплоченность и общее целеполагание. Гораздо удобнее, когда народ расколот и разделен на множество мелких, враждующих слоев, групп, своего рода сект и подсект, объединяющих людей с общей верой, общими героями, врагами и даже святыми. Секта монархистов, секта царебожников, секта последователей А. Навального, секта сочувствующих Pussy Riot, секта евро- или американофилов, секта стыдящихся за присоединение Крыма к России и т.д. и т.п. 
Конечно, не всякие убеждения приводят в секту. Но когда убеждения основаны на мечтах и «художественном опыте», когда человека не интересует истина и он не желает разбираться и задумываться, когда чувство общности со «своими» берет верх над здравым смыслом, когда убежденность в собственной правоте заставляет не считаться с окружающими – можно смело говорить о зарождающейся секте. 
С.Г. Кара-Мурза разбирал механизмы манипуляции сознанием: как именно, с помощью чего «прорабы перестройки» оболванивали советского человека. Сегодня механизмы усовершенствованы, да и задачи манипуляторов стали разнообразнее. Появилась, например, такая технология, как PR, о которой все прекрасно знают, но почему-то не замечают ее действие. Представим, что для каких-то целей к некой персоне нужно притянуть внимание. Возможно, этой персоне требуется продать недавно изданную книгу или билеты на свой спектакль, поднять рейтинги собственного телеканала или распродать остатки прошлогодней коллекции колготок, а бывает, что цели даже и не проглядываются. Возможно, сегодня необходимо раздуть популярность этой персоны, чтобы завтра использовать ее в качестве подставной фигуры на выборах, как проводника нужных идей, как подходящую кандидатуру на должность и пр., пр., пр. И вот к персоне привлекают перманентное внимание с помощью интервью, выступлений, статей, любых материалов в средствах массовой информации вплоть до скандалов и сплетен. Главное –возбудить повышенный интерес со стороны публики, чтобы человек стал узнаваемым и даже хорошо знакомым. Но публике следует отдавать себе отчет, что ее используют и манипулируют ею, применяя технологии манипуляции сознанием. 
Сегодня не нужно внушать стыд за свою страну. Зачем? Пусть люди своей страной гордятся, пусть только каждый гордится страной по-своему и ненавидит тех, кто гордится иначе. И пусть у каждой такой группы будут свои герои и лидеры, которым с помощью PR-технологий сделают необходимый имидж. Пусть будут и те, кто ничем не гордится, – такая секта тоже не помешает.
Таким образом, создается атмосфера перманентной вражды. Но это именно управляемая вражда. Время от времени в медийное пространство вбрасываются сенсационные или скандальные сообщения: что-то там написал Бильжо, а потом пропал, как будто и не существовало Бильжо на свете; кто-то куда-то поехал; кто-то кого-то проклял; кто-то с кем-то поругался… И публика тут же заглатывает и всерьез начинает обсуждать и – слава Богу, пока виртуально – кидаться друг на друга. 

ПОЧТИ НЕДЕЛЮ страна гудела, обсуждая слова депутата Государственной думы Н.В. Поклонской, объявившей о мироточении памятника Николаю II. Раскол, произведенный словами Н.В. Поклонской, был очевиден, страна разделилась на два лагеря, посыпались взаимные обвинения в мракобесии и в безбожии, пока наконец Церковная комиссия не объявила, что никакого мироточения не было. Однако сторонники Н.В. Поклонской не собираются сдаваться, и как только комиссия уехала, был засвидетельствован еще один факт мироточения, на сей раз иконы в часовне Святых Царственных Страстотерпцев в Симферополе. Свидетелями стали: отец Федор, паломницы Лариса и Мария, прихожанки Ксения и Людмила. «Мракобесы» уделали возликовавших было «безбожников», противостояние вошло в активную фазу, врагу не сдается наш гордый «Варяг». 
Многочисленные сторонники Н.В. Поклонской настаивают на своем праве исповедовать открыто христианскую веру, а все нападки объясняют неизбежными искушениями во время Великого поста. Самые яркие объяснения дали священник-лицедей Иван Охлобыстин и заместитель главного редактора телеканала «Царьград» Юрий Пронько. Охлобыстин объявил, что готов бить морды всем недовольным Н.В. Поклонской, потому-де «ладная она, настоящая!» Пронько пошел еще дальше и назвал несогласных недоумками и интеллигентным быдлом. И это во время Великого поста!..
Но тут стоит остановиться подробнее, чтобы понять: кто кого искушает, что значит «чудеса» и «христианская вера», во что превращается православное сообщество и что изо всего этого следует. 
Генеральный продюсер телеканала «Царьград», где и состоялась премьера Н.В. Поклонской, Константин Малофеев заявил: «Почему мы, христиане, не можем исповедовать те христианские чудеса, в которые мы верим?» Охотно ответим вам, Константин Валерьевич.
Известно, что в отношении чудес Церковь призывает: «Не хули и не принимай». Одного этого должно быть достаточно для столь неистово верующих граждан. Ан нет. Что ж, идем дальше. В Евангелии от Луки описано, как апостол Петр, увидевший чудо от Христа, воскликнул: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк 5:8). Но не таковы наши любители чудес, воображающие, что Господу Богу только и дела, чтобы являть им свое присутствие. 
Между тем с первых веков христианства отношение Церкви к чудесам не менялось, и было оно скорее отрицательным, чем восторженным. Вот лишь несколько примеров. 
Свт Иоанн Златоуст (347–470): «Что же составляет жизнь нашу? Явление ли чудес или заботливость о благоустройстве поведения? Очевидно, что последнее…»; прп Иоанн Кассиан Римлянин (360–435): «Чудеса, возбуждая удивление, мало содействуют святой жизни…»; свт Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867): «Человеки, в упоении самомнением, самонадеянностью, невежеством, стремятся безразборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному <…> Мы приближаемся к тому времени, в которое должно открыться обширное зрелище многочисленных и поразительных чудес…»; прп Амвросий Оптинский (1812–1891): «По совету прп Марка Подвижника, должно такие вещи (чудеса. – С.З.) оставлять без значения, не доверяя им…»; И.А. Ильин (1883–1954): «…Настойчивое чудоискательство не свидетельствует о зрелости религиозного опыта суетливого искателя»; А.И. Осипов, профессор МДА: «Лжечудеса, как правило, происходят с теми, кто ищет чудес или внутренне считает себя достойным видеть и получать их, кто впал в самомнение (прелесть)». 
Среди впавших в прелесть Н.В. Поклонская не первая и, конечно, не последняя. Например, в 2003 г. в Клину замироточили (а возможно, и по сей день мироточат) все иконы в спальне некой гражданки Жучковой. Церковную комиссию Жучкова прогнала, во дворе многоквартирного дома, где и проживала, самочинно возвела часовню, в которой проходили самочинные службы. Православные в отношении мироточения жучковских икон опять же разделились. Причем принимающие чудо объявили всех непринимающих безбожниками. 
Секрет Н.В. Поклонской прост. Он заключен в ее же собственных словах: «Они (царская семья. – С.З.) погибли для того, чтобы мы сделали Россию процветающей и великой...» Легковерие и любовь к чудесам Церковь связывает с прелестью, или прельщением. Прелесть восходит к гордыне: человек, вокруг которого случаются чудеса, воображает себя особенным, необыкновенным. Чудо воспринимается как знак своего собственного отличия, указание на свою неординарность. Не нужно быть ни психоаналитиком, ни экзорцистом, чтобы догадаться: Наталья Владимировна впала в прелесть и видит себя избранной Богом в деле возрождения России. Как говорится, спасибо, конечно. Но лучше не надо.
В ответ на недоумения по поводу мироточащего металла защитники Н.В. Поклонской заголосили, что мироточить может все, что угодно. Действительно, и в дохристианском мире были описаны случаи, когда языческие изваяния покрывались влагой или маслянистой жидкостью. И какой же вывод предлагают сделать из этого Поклонская и Ко?.. В прежние времена на верующих за поспешную веру в чудеса налагалась епитимья, то есть особое наказание. Видно, теперь все по-другому, раз глава Синодальной комиссии по канонизации святых епископ Троицкий Панкратий призвал не «критиковать молодую, неискушенную еще в политике женщину-депутата». 
Но, во-первых, не кажется ли уважаемому батюшке, что здесь явная путаница Божия и кесарева, что, как известно, христианам заповедано не смешивать. Во-вторых, Церковь у нас отделена от государства, а потому разговоры о чудесах и дружбу иерархов с депутатами следует перенести из медийного пространства в личное. Что если какой-нибудь депутат-иудей начнет восторженно рассказывать в эфире о скором пришествии Машиаха или о мироточении Стены Плача? Ведь поклонники госпожи Поклонской первыми поднимут крик. В-третьих, если и прав владыка Панкратий, то, может, не стоит позволять цирюльнику учиться ремеслу на голове сироты, а другими словами, может, госпоже Поклонской следует для начала набраться опыта, а уж потом идти в законодатели? 
Пока что господам вроде Поклонской, Охлобыстина и Пронько удалось усугубить раскол в обществе. В дни Великого поста таким рьяным христианам следовало бы помнить: «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф 18:6). Ведь «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф 18:7). 

СТОРОННИКИ экс-прокурора Крыма изображают невинность, объясняя слова Натальи Владимировны ее искренностью. Что ж, искренность, безусловно, качество хорошее. Впрочем, остается вопрос: «просто так» эта искренность или кому-то выгодная? 
Кому может быть выгодна такого рода искренность? Да кому угодно! Например, «православному олигарху» К.В. Малофееву для роста популярности созданного им телеканала «Царьград» или в каких-нибудь смелых видах на Крым. Властям предержащим, которые пестуют раскол и управляемую вражду. Романовым-Гогенцоллернам, с которыми Наталья Владимировна поддерживает теплые отношения и которые претендуют если не на шапку Мономаха, то хотя бы на Ливадийский дворец. А заодно и всем тем, кто считает дни до распада России. Для всей этой публики Н.В. Поклонская – фигура весьма удобная. 
Подобных ей медийных персон сегодня достаточно много: появляются какие-то люди, при помощи PR-технологий им создаются нужные репутации, и люди эти становятся носителями определенных идей, в которые предлагается верить. Вокруг каждой такой идеи немедленно собираются толпы поклонников и противников, организуется очередное противостояние, на время полностью занимающее внимание всего общества. При этом общество даже не замечает, что за очередным накалом страстей таится очередная негоция. А какая-нибудь возмутительная ссора двух медийных персон – всего лишь хорошо продуманная PR-акция. 
Глядя на эти страсти, не всегда понимаешь, где именно находишься: в цирке или в сумасшедшем доме. Но больше всего удивляет та доверчивость, с которой соотечественники принимают любые сообщения. Если вдуматься, во что и чему верят современные россияне, волосы встают дыбом. Тут и магические кристаллы, и чудодейственные снадобья, бог Кузя и мироточащие памятники, экстрасенсы и Джуна, пророчества и предсказания… Верят даже и в то, что человек может быть одновременно в двух разных местах: в тюрьме и на курорте, на войне и на гастролях… Если сложить все эти верования, то получится, говоря интернет-языком, «аццкая» чушь, какой-то чудовищный, безумный мир, похожий на мир Босха…
Возвращаясь к Н.В. Поклонской, стоит вспомнить, чем отличилась она в последнее время: прошла в колонне Бессмертного полка с иконой Николая II, сравнила Ленина и Мао Цзэдуна с Гитлером, схватилась с создателями фильма «Матильда», осудив и призвав запретить еще не вышедший фильм, и, наконец, в эфире телеканала «Царьград» заявила во всеуслышание, что в Симферополе замироточил памятник Николаю II. 
Напоминает это похождения Ивана Бездомного: «Повесили на грудь иконку. <…> Сорвались с забора, повредили лицо <…> Явились в ресторан с зажженной свечой в руке, в одном белье и в ресторане побили кого-то. Привезли вас сюда связанным. Попав сюда, вы звонили в милицию и просили прислать пулеметы. Затем сделали попытку выброситься из окна…» Нелепость этих поступков усугубляется еще и тем, что совершает их не сумасшедший поэт, а государственный деятель. 
Если же учесть, что Н.В. Поклонская активизировалась именно в год столетия революций, когда следовало бы особенно избегать столкновения мировоззрений, то создается впечатление, что исполняет она чью-то злую волю. А ведь если так дело пойдет, она такого наговорит, что столетие Гражданской войны Россия снова встретит в окопах. Во всяком случае, как инструмент для поддержания управляемой вражды бывший прокурор Крыма подходит прямо-таки идеально. 
Не ошибемся, предположив, что арсенал у Натальи Владимировны велик. Ведь она еще не рассказывала, что якобы на расстрел Николая II привезли железнодорожный состав раввинов, в чем раскаяться сегодня должен русский народ, хоть череп царя и хранится по сей день в каком-то лондонском сейфе. Не слышали мы пока еще и о шестидесяти миллионах расстрелянных, из которых примерно десять миллионов – священники. Словом, есть еще порох в пороховницах. Возникает ощущение, что перед госпожой Поклонской стоит задача вносить раздор в и без того уже разобщенное общество, и с задачей своей она справляется на «отлично». 
То же самое можно сказать и о группе ее поддержки, упорно не желающей понимать, что упрекают их не за веру, а за неумение вести себя и за бестактность. Ничего, кроме очередной свары вокруг сообщения о лжечудесах, вся эта публика не добилась. И сидят в очередной раз наши граждане по углам, ненавидят и клянут друг друга.

КОНЕЧНО, такая сектантская организация общественных отношений удобна и выгодна власти. Ведь сектантам не нужна правда, им нужны уютные уголки, где все свои дружно верят в одно и то же, благословляя общих героев и проклиная общих врагов, где можно поговорить о чудесах и собственной миссии. Вот и телеканал «Царьград» в лице создателя К.В. Малофеева не скрывает, что противопоставляет православных остальному российскому обществу: «Мы (православные. – С.З.) рассказываем друг другу о чудесах, о житиях святых, мы читаем Евангелие, как призывает нас Церковь <…> Мы очень часто рассказываем друг другу такие истории. «Ты знаешь, а я был в Дивеево, а там вот что случилось!» или «Ой, а вот сейчас видел такой поклонный крест!», или «Был на Соловках…» 
Что ж, прекрасно: мы и они… Благодаря этим господам и православие превращается в какую-то секту, куда сбиваются в поисках «своих», и не более того. Православные сегодня – это очереди к святыням, купание в прорубях, dress-code, какой-то особенный язык, презрение к «чужим», «настойчивое чудоискательство» и… экзальтация, экзальтация, экзальтация… Это не любовь к ближнему и вера, преобразующая душу, а упорное огораживание «своих» от «чужих».
Этот принцип «свой» – «чужой» стал вообще повсеместным мерилом. Нашу эпоху никак нельзя назвать созидательной, она скорее стяжательная. Поэтому творчество как преображение мира в видах гармонии отошло на второй план. Вперед вышло творчество в видах стяжательства. А это неизбежно тащит за собой господство суррогата или подделки. Ну зачем, например, производить хорошие продукты или лекарства, когда подделку можно выгоднее продать? Зачем снимать хорошие фильмы и писать хорошие книги, когда можно отделаться видимостью, устроив авторам PR-кампанию? Привнесенный в такую культурную среду принцип «свой» – «чужой» и вовсе сулит культурную деградацию. 
Россия уже потеряла кино и уверенно движется к потере литературы. Явления, называемые ныне «кино» и «литература», таковыми зачастую уже не являются. Когда-то большевики тоже создавали свою, пролетарскую культуру. Так появились шедевры «Аэлита» и «Броненосец Потемкин», ставший одним из лучших фильмов всех времен и народов. Так появилась пролетарская литература. Но пролетарские писатели не позволяли себе писать «без зазора совести» или «убедительно сгораемая жизнь», потому что отдавали себе отчет: литература, даже если она пролетарская, не терпит косноязычия, вырождаясь в некое другое явление. 
Принцип «свой» – «чужой» был ни при чем, когда речь шла о созидании и качестве творчества. И никакая лояльность идеалам Революции не пробила бы дорогу косноязычию. Потому и книги сто лет назад писались для чтения, а не для презентаций, кино снималось для просмотра, а не для отчета об освоении бюджета, революции меняли общественно-политический строй, а не физиономии в кабинетах. Но эпоха созидания закончилась, началась эпоха стяжательства. На всех уровнях и во всех сферах установилось засилье суррогата, прибавим к этому управляемую вражду, и получается картинка сегодняшней жизни. А учитывая, что действует принцип «свой» – «чужой», что люди без разбору хватаются за все кажущееся «своим» и обрушиваются на «чужое», то можно смело утверждать: раскол и деградация идут рука об руку. Следовательно, тот, кто усугубляет в обществе раскол, способствует и деградации общества. Так что впору, господа любители чудес, задуматься о мельничных жерновах. Если, конечно, вы хоть во что-нибудь верите.   

Светлана Замлелова

http://www.sovross.ru