Главная > Традиции

Традиции

Это выражение часто приходится слышать. Верить - значит доверять и не бояться. Но кому доверять и кого не бояться? Жизнь по Спасу - жизнь не просто по заповедям Евангельским, а жизнь с Богом и в Боге. Именно так ее воспринимали казаки, говоря, что они - воины Христовы. И не мудрствуя, не пытаясь найти ответ в летописях на вопрос о том, когда же появились казаки, отвечали просто - после Рождества Христова, когда появилась необходимость в защите Веры и Православных христиан.
Казак - значило Богу принадлежащий. А если он Божий, то и доверяет Богу всецело и бояться ему не кого.
Можно спросить – а сейчас от кого защищать? Да и что защищать - Веру, Родину? Да. Исторически так сложилось, что казаки всегда были на защите Веры и Отечества. Но не только. Защищали они Веру - от разрушителей и отступников, обычай - от забвения и осквернения, потому, что он жил Верой, она была основой обычая, язык - от сквернословия, упрощения, осквернения и землю - родную землю, потому, что она священна трудом и кровью предков.
Но для этого казак должен был знать священное писание, Устав православной церкви, писания святых Отцов, обычаи, язык, включая пословицы, поговорки, песни, сказки и саму землю знать, т.е. не просто возделывая ее, но воспринимая как творение Божие, как дар от Бога, как Родную и Любимую, которая защитит и скроет от врага, даст силы и накормит семью.
А какой же воин, не знающий воинского искусства? Казачий Спас - это и техника ведения боя, поединка, защиты, сражения, и знание обычаев, но, в первую очередь, это живая жизнь православного человека, когда заповеди не изучаются как закон, а записаны в сердце казака, как Доверие и Любовь к Богу.

Казачье воинское искусство в процессе истории изменялось в первую очередь под воздействием внешних обстоятельств. Далеко не все казаки являлись и являются православными. Размывание в казачьей среде православных традиций, которые осознанно разрушались вплоть до применения репрессивных мер, негативно повлияло на современную культуру казаков. Было утеряно главное - их общность, единство и братство. Сегодня, даже проживая компактно на определенной территории, они не склонны объединяться так, как это было ранее. И основная разобщенности в потере того, что было ядром для казаков - живой православной веры и жизни в православной традиции.
Веру пытались вытравить из душ и из быта казаков на протяжении многих лет. Особенно ярко это проявлялось после революции 1917 года, хотя эти кровавые события явились не причиной, а скорее следствием того, что в основной массе казаки перестали жить евангельскими традициями, перестали жить по Спасу. Еще одним важным моментом, характеризующим современный этап формирования казачьей культуры, является то, что часть казаков пытается возрождать традиции на основе, как они декларируют, язычества. У этого явления, безусловно, есть свои исторические корни, но оно очень неоднозначно. Сегодня это скорее попытка создать нечто новое, привлекательное, интересное, но по-сути чаще всего не имеющее отношения к тем традициям, которые были на Руси до принятия православия.
Для того, чтобы определить на каких именно ценностях и взглядах основывается деятельность данной организации и используется в названии Спас - как Спаситель-Господь Иисус Христос. Это не воспитание казака как профессионального убийцы, и даже не как хорошего защитника, а как воина Христова. Спас учит быть православным воином, в первую очередь, во внутренней войне. По словам апостола Павла: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Ап. Павел, Послание к Ефесянам гл.6, ст. 12). Спас учит выживать в мире, который во зле лежит. Как говорили казаки: «Покуда чуешь в себе Правду, ты необорим». Не себя правым, а в себе Христа. А во Христе мы все едины. Это и есть единственный путь к возрождению.