Главная > ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ДУХОВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ «СПАС» НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ КАЗАКОВ-ЧЕРКАСОВ

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ДУХОВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ «СПАС» НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ КАЗАКОВ-ЧЕРКАСОВ

Народная культура с ее многогранными культурными традициями, основанными на духовно-нравственном и физическом воспитании, выступает как социально-историческое явление. Народные традиции являются средством воспитания, оздоровления и развития интеллекта нации, укрепляют чувство патриотизма, национальной гордости, любви к своей Родине,

Известный своими трудами по древней и современной истории казачества писатель и краевед Е.П.Савельев, писал: «…казачество как лихие конники, с копьями и саблями – на суше и отважные мореходцы - на море, было известно, под тем или другим именем, в глубокой древности, за много веков до Р.Х.; оно обитало почти в тех же местах, которые занимает и ныне» [1].

В казачьем словаре–справочнике говорится о том, что «Азовские казаки – древние жители Приазовья и Нижнего Дона. Первое известие о них относится к X в. Когда Персидская география Гуд ал Алэм отметила землю Касак между Азовским морем и Кубанью. Старинные русские исследователи Болтин и Татищев отмечают, что в 1282 г. татарский баскак Ахмат вызвал с Кавказа Пятигорских Черкасов или казаков и поручил им охранную службу в Курском  княжестве. После они же основали город Черкасы на Днепре. Эти свидетельства относятся к предкам Гребенских и Азовских казаков» [2]. Впоследствии казаки-черкасы на Дону основали городок Черкасск, со временем ставший столицей Войска Донского. Казачий народ имел свою уникальную воинскую систему физического воспитания с древнейших времен. Доктор исторических наук Королев В.Н. в своих исследованиях обращает внимание на то, что «многим современникам борьба казаков казалась за пределами здравого смысла» [З].

Историк Сухоруков говоря в своих исследованиях об образе жизни и нравственных качествах казаков отмечает, что «казаки в общежитии своем были привязаны  друг к другу как братья, гнушались воровства между собою. Трусов не терпели и, вообще, поставляли первейшими добродетелями целомудрие и храбрость» [2].    

Проведенные нами исследования – изучение архивных документов, литературных источников, опросы населения, многолетнее изучение опыта носителя казачьего боевого искусства «Спас» позволяют говорить о возможности разработки методики духовно-патриотического и физического воспитания современной молодежи на основе казачьих традиций.

Одной из организаций, занимающихся сбором этнографического материала, его обработкой, использованием в организации духовно-патриотического воспитания, является  духовно–патриотический центр «Спас».

 Первоначально в качестве основных направлений деятельности центра  были выбраны – организация досуга детей, здоровый образ жизни, физическое развитие, работа с детьми из неблагополучных семей, приобретение практических навыков по безопасности жизнедеятельности на основе целостной системы воспитания и развития «Казачий Спас».

Традиционная казачья воинская система «Казачий Спас» - образ  жизни определенной части казачьего народа. Она  включает в себя базовую воинскую систему воспитания,  в том числе и физического, обычаи и традиции, является культурой имеющей определенное миропонимание.  Так, у Донских казаков «главной и основной обязанностью была защита своего Отечества, символами которого являлась православная вера, русский государь, и «батюшка Тихий Дон» [4].   

 «Казачий Спас», как народная культура казаков представляет собой целостную систему воспитания и развития. Как воинское искусство, она направлена как на физическое воспитание и формирование здорового образа жизни, так и  на интеллектуальное развитие. Так, казалось бы, несовременное сегодня фехтование развивает интеллект в процессе выполнения одновременной работы двумя руками разнонаправленных действий, изучения фехтовальных формул и их применения.

Система  «Казачий Спас» предполагает несколько категорий подготовки казака-воина. Все эти элементы связаны между собой и имеют общую базовую технику. Воинская подготовка  состоит из следующего:

- фехтовальной техники на всех видах холодного оружия и применяется как в пешем, так и конном бою;

- пластунской подготовки – это система передвижения в верхнем, среднем и нижнем уровне, ведение рукопашного боя, тактическая подготовка;

- конной подготовки, включающей все виды средств передвижения на конях (тачанка, телега, двуколка, арба) и ведение боя на конях;

- стрелковой подготовки, которая подразделяется на метательную (нагайками, пращами, катапультами, стрельбу из лука, арбалета) и огнестрельную подготовку;

- строевой подготовки, которая  делится на общевойсковую и древнюю строевую подготовку по византийской системе для ведения коллективного боя в коробках, фалангах, клиньях и их тактика передвижения;

- казачьих игр - подвижных: «Сеча», «Засада», «В павучка» (каз.), «В обродь» и др.; и настольных т.е. - напольных (каз. от «поле»). Например, в напольной игре «Спас - засичь» (каз.) с двух сторон могут принимать участие до сорока человек.

 Обычно в занятие входит разминка – комплекс физических упражнений, подготавливающих детей к казачьим боевым движениям в основной части - фехтованию, как основы владения  традиционными видами оружия: нагайкой, палками, пиками. Изучаются детали техники и отрабатываются базовые технические элементы одного из основных видов  боевой подготовки, описанного выше. Заканчивается занятие одной из казачьих народных игр: «Сеча», «Засада», «Жыгач» (каз.). 

Особенности организации занятий предполагают в первой части,   разминке,  активизировать внимание детей, умение слушать и слышать команды инструктора и точно их выполнять при помощи объяснения, показа.  Положительные качества поведения детей, способствуют объединению, выявляют лидера. Как правило, он назначается выше по должности для приобретения командирского опыта. Занятия проводятся три раза в неделю по три часа. Возраст занимающихся не ограничен, методики разрабатываются для каждой возрастной группы. При приеме занимающихся действует традиционная казачья система поручительства. Группы дифференцируются по половому признаку. Мальчики  занимаются отдельно от девочек, это обусловлено тем, что в подростковом возрасте многие мальчики в присутствии девочек «комплексуют» у них меняется поведение – они выходят из подчинения, не слышат команд, боятся попасть в неудобное положение, пытаются показать свое превосходство над слабыми. Кроме того, девочки не могут выполнить ряд физических упражнений, которые выполняют мальчики и направленность самого физического воспитания девочек существенно отличается от мальчиков.

После сообщения темы занятия, инструктор обращает внимание на духовно-нравственные качества над которыми девочки должны работать в процессе данного занятия: взаимопомощь, доброжелательность, смелость, решительность, сдержанность или же искоренить «пустословие», злобность, обидчивость, ложь. Результатом служит оценка в конце занятия, анализ соответствующей ситуации и  назначение одной из девочек помощницей инструктора на следующее занятие. Это является мотивацией более внимательно вести себя на занятии, более старательно выполнять упражнения с положительным эмоциональным подъемом.  Проведенный нами опрос занимающихся показал, что девочки и мальчики не хотят заниматься в смешанных группах. На вопрос: «Хотите ли вы заниматься вместе с девочками (мальчиками)?» - из 12 мальчиков – 12 ответили: «Нет»; из 12 девочек – 10 ответили: «Нет», 2 девочки ответили: «Да»,  однако, они уже во время разминки изъявили желание вернуться в группу девочек.

  В ходе традиционных казачьих играх, в которых участвуют и дети, и взрослые, развивается не только ловкость, быстрота реакции, способность отслеживать несколько объектов, но и умение общаться, договариваться, взаимодействовать с другими членами команды, действовать сообща и др.

В процессе  игры у занимающихся проявляются  положительные и отрицательные качества личности. Например, у проигравших подростков наблюдается проявление эгоизма, трусости, исчезают иллюзии о своем превосходстве и др.

Как положительное, следует отметить, что участие в тренировочном процессе детей разного возраста, вместе со взрослыми казаками помогает лучше освоить обычаи и традиции казаков,  перенять правильные модели поведения в процессе непосредственного общения.  Важным направлением деятельности центра является не только организация работы с детьми в виде физических занятий, но в первую очередь социальная активность, направленная на формирование интереса к истории и культуре региона,  здорового образа жизни, расширение знаний.

В течение десяти лет дети и взрослые, с которыми велась работа духовно-патриотическим центром «Спас», принимали активное участие в общественных мероприятиях, проводимых Донской Митрополией, администрацией г. Ростова-на-Дону и Ростовской области в числе которых:

 

 

- первый и второй международные съезды православной казачьей молодёжи в городах  Старочеркасске,  Новочеркасске, Азове и Волгограде;

- показательные выступления в честь дня города Азова;

- конный праздник «скачки на приз президента» в рамках «саммита по безопасности» на Ростовском ипподроме 30 июня 2007 года;

- ежегодный семейный фестиваль, посвященный  дню защиты детей 1 июня на Театральной площади г. Ростова-на-Дону;

- ежегодный крестный ход в г. Старочеркасске, посвящённый памяти убиенных и усопших казаков, и всего православного воинства;

- участие во всесоюзном молодежном форуме «Селигер - 2012» и многие другие мероприятия.

Еще одним направлением социальной активности является организация анимационных программ этнографической направленности. Особое воспитательное значение придается фольклору. Собирая, разучивая народные песни -  «Азов», «Черкасы», «Гарна Ярына», взрослые и дети в простой, запоминающейся форме получают информацию о тех или иных исторических событиях, начинают осознавать преемственность культурных ценностей, традиций православия, понимая, что нельзя жить, отрываясь от истоков.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что народные традиции казачества положительно влияют на духовно – патриотическое и физическое воспитание молодежи. Традиционная система «Казачий Спас»  воспитывает такие качества личности, как любовь к Родине, патриотизм, интерес к истории казачества, традиционному казачьему боевому искусству. Данная система положительно влияет на развитие физических качеств таких как выносливость, координация движений, сила, быстрота и личностных - отвага, смелость, решительность, внимательность, умение отслеживать движение нескольких объектов одновременно. Повысился интерес к казачьим песням,  танцам, основанным на боевых движениях.

Разработанная система положительно повлияла и на морольно-волевые качества занимающихся. Они стали более сдержанными, стали легче переносить трудности, наладились взаимоотношения со сверстниками и  родителями и др.

Таким образом, наши исследования показывают, что воспитание молодежи осуществляется максимально эффективно, если учитываются национальные традиции, имеет практическое применение система казачьего боевого искусства, песни, казачьи танцы и игры - все это  не просто повышает эрудицию, расширяет кругозор, повышает интерес к народной культуре, но укрепляет здоровье детей и молодежи, развивает их духовно и физически.

                 

Шумакова Н.Ю., Кузнецова Н.П., Нескоромный С.В.

Южный федеральный университет, Россия

 

                                              ЛИТЕРАТУРА

  1. Савельев Е.П. Древняя история казачества. – М. «Вече», 2010. – С. 24.

2. Скрылов А.И., Губарев Г.В. Казачий словарь-справочник. - США, 1966. -  С. 23; С.195.

3. Королев В.Н., Босфорская война. Автореф. Дис. …докт. истор. наук. – Ростов-на-Дону, 2002.

 4. Остапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков 15 - 20 вв. -  Ростов - на - Дону: НПК «Гефест», 2010. - С.5. 

5.Традиционные ценности.  http://skillper.com/text/traditional_values.php.

6. Традиционная культура http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/.