Главная > Образование > Военно-патриотическое воспитание в казачьих кадетских корпусах России: на примере Ростовской и Волгоградской областях

Военно-патриотическое воспитание в казачьих кадетских корпусах России: на примере Ростовской и Волгоградской областях

Военно-патриотическое воспитание в казачьих кадетских корпусах России: на примере Ростовской и Волгоградской областях

Возрождение традиционной для России государственной службы казачества рассматривается как один из элементов становления новой российской действительности. Тезис о том, что «казачество большую часть своей истории было связано с государственной службой, и именно в период своей государственной службы казачество приобрело те черты, которые характеризуют его как специфическую часть российского народа», стал определяющим в политике Федерального центра по отношению к казачеству до сегодняшнего дня.

О перспективах казачьего движения можно судить по реализуемым в настоящее время проектам: встраивание в систему власти, реализуемое через назначение атаманов на высокие административные должности, создание в структуре администраций специальных подразделений, принятие региональных законов «О муниципальных казачьих дружинах»; укрепление административного ресурса, который оценивается количеством и статусным положением должностных лиц, заявивших о своем казачьем статусе и имеющих различные казачьи чины; участие в муниципальной реформе, позволяющей на территориях традиционного проживания казачества установить атаманскую форму правления; расширение сфер деятельности муниципальных казачьих дружин, которые рассматриваются как фактор правопорядка; организация общероссийской системы кадетского образования, целью которого является формирование казачьей элиты; оказание «помощи братьям-казакам, проживающим на территории Луганской и Донецкой областей Украины»; инициирование референдума по вопросу объединения Ростовской и Волгоградской областей в единый субъект и т.д. Мы предлагаем рассмотреть некоторые из них.

1. Кадетское образование и военно-патриотическое воспитание казачьей молодежи.

Войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское» одной из основных целей своей деятельности ставит военно–патриотическое воспитание подрастающего поколения. Данная цель достигается по нескольким направлениям: развитие системы казачьего образования, работа с допризывной молодежью и казачьим молодежным движением «Донцы», взаимодействие с органами местного самоуправления и органами военного управления.

1.1. Развитие системы казачьего образования.

Военно-патриотическое воспитание основано на любви к Родине, на глубоких знаниях героического прошлого России, памяти к воинам, погибшим за свободу Отечества, почитании символов и ритуалов старых казачьих кадетских корпусов и полков, государственной Российской символики, современной казачьей символики.

Особое внимание уделяется воспитанию преданности Отечеству, выработке высокого сознания общественного и воинского долга, дисциплинированности, романтики профессии офицера, чувства гордости за Россию, Дон, казачество, стремления добросовестно выполнять свои обязанности.

Опыт объединения «кадет» в роты или специальные школы для военной подготовки при одновременном общем образовании - кадетские корпуса, рожденный во Франции, был востребован и получил большое развитие в России.

Зарождение в России военно-учебных заведений связано с именем Петра Великого. В 1701 году он основал в Москве Школу математических и навигацких наук. В 1712 году были созданы Инженерная и Артиллерийская школы. К концу царствования Петра из Навигацкой школы была выделена Морская академия, а инженерные школы, которых к тому времени было уже три, объединены.

С приходом к власти Анны Ивановны, племянницы Петра I, начинается история кадетских корпусов - заимствованной у Запада формы воспитания и подготовки молодежи к служению Царю и Отечеству.

При Екатерине II сложилась модель кадетского образования, включающая определение его миссии, содержание учебного курса, принципов и подходов к обучению и воспитанию, устройство жизни и быта воспитанников, а также образа кадета - выпускника с выделением доминирующих качеств личности.

В начале XIX века в кадетском образовании произошли значительные изменения, вызванные возрастающей в связи с наполеоновскими войнами потребностью в офицерских кадрах для российской армии. Кадетские корпуса не могли повысить свою производительность по выпуску кадров вследствие длительного срока обучения и многопрофильности подготовки. Полный курс кадетского образования был разделен на несколько этапов, в частности, на общеобразовательную и военную подготовку. Кадетские корпуса были дополнены сетью губернских военных училищ как подготовительных военно-учебных заведений для изучения общеобразовательных дисциплин. Выпускники училищ могли направляться в столичные кадетские корпуса для военной подготовки либо в университеты для получения высшего гражданского образования.

Революция ХХ века привела к разрушению системы кадетского образования, к гибели десятков и сотен кадет, оставшихся преданными монархии и России. Оказавшиеся в зарубежье члены педагогического персонала и кадеты, объединились, создали на территории современной Югославии Донской Императора Александра III кадетский корпус и Первый Русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус, который просуществовал до 1944 года. До 1964 года функционировал во Франции корпус-лицей имени Николая II, где, несмотря на запрет властей на деятельность иностранных учебных заведений, тем более военных, почитались кадетские традиции и законы.

Помимо традиционной учебной программы, занятий военной подготовкой, в корпусах работало большое количество кружков, мастерских, творческих коллективов, спортивных объединений. Кадетские традиции приобрели за рубежом особое значение, они олицетворяли далекую и потерянную Родину. Девиз российских кадет за рубежом: «Рассеяны, но не расторгнуты!» Где только не пришлось жить бывшим воспитанникам кадетских корпусов России и зарубежья, но они достойно пронесли по жизни верность России и чувство кадетского братства.

Так, российское кадетское образование, возникшее в первой половине XVIII века, стало основой для становления и развития кадетского движения, которое, в свою очередь, привело к возрождению кадетского образования на рубеже XX и XXI веков.

В настоящее время на территории Войска Донского успешно развивается система казачьего образования, которая включает в себя 189 учреждений, в т. ч. 9 казачьих кадетских корпусов, 9 казачьих кадетских профессиональных училищ, 132 муниципальных общеобразовательных учреждения, 18 казачьих центров дополнительного образования, 21 детский сад, имеющих областной статус «казачьи» с численностью более 35 тысяч учащихся.

Казачьи образовательные учреждения работают в 42 муниципальных районах и городских округах Ростовской области. Общая численность обучающихся в казачьих образовательных учреждениях более 26 тысяч человек. На содержание казачьих кадетских образовательных учреждений в 2005 г. из областного бюджета затрачено – 69,8 млн. руб., в 2006г. – 109,6 млн. руб., в 2007г. – 170,5 млн. руб.

Созданная в казачьих кадетских учебных заведениях Ростовской области система военно-патриотического, духовно-нравственного и физического воспитания позволяет успешно готовить кадет к служению Отечеству на военном и гражданском поприще. Более 95 процентов выпускников казачьих кадетских корпусов продолжают своё образование в самых престижных вузах страны, из них ежегодно более 70 процентов поступает в высшие военные учебные заведения и около 30 процентов – в гражданские вузы. Для сравнения - в Красноярском крае, где одна из развитых систем кадетского образования с богатыми традициями, продолжают образование 90 процентов выпускников кадетских школ-интернатов, из этого количества 74 процента учатся в гражданских вузах и только 26 процентов в вузах силовых структур государства.

Качественная общеобразовательная подготовка, активная занятость детей физической культурой, художественным творчеством, порядок и дисциплина, хорошие условия быта кадет, создали кадетским образовательным учреждениям авторитет не только в Ростовской области, но и в других регионах Российской Федерации. Престижность обучения в казачьих кадетских корпусах подтверждает высокий конкурс при поступлении – до 10 человек на одно место. Дефицит мест в казачьих кадетских учебных заведениях подтверждает следующий факт – кадетским обучением охвачено менее 0,5 процента от общего количества детей 5 - 11 классов общеобразовательных школ области.

Кадетские образовательные учреждения показывают высокую результативность организации учебно-воспитательного процесса на основе возрождения исторических, культурных ценностей и традиций казачества, эффективность в решении проблем безнадзорности, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних[1].

В настоящее время, благодаря целенаправленной политике Администрации Ростовской области, на Дону сложилась и успешно развивается система казачьего кадетского образования, которая включает в себя 141 учреждение в т.ч., 6 казачьих кадетских корпусов:

1. Государственное общеобразовательное учреждение Ростовской области - кадетская школа «Второй Донской Императора Николая II казачий кадетский корпус», г. Ростов-на-Дону.

Второй Донской Императора Николая II казачий кадетский корпус

20 января 1920 года приказом Атамана войска Донского генерала А.П. Богаевского из числа рассеянных Гражданской войной российских кадет, детей-сирот и детей казаков был сформирован «Второй Донской кадетский корпус».

В том же 1920 году корпус вместе с остатками белой армии был эвакуирован в Югославию, где просуществовал до 1922 года. В 1930 году в Версале (Франция) из числа детей русской эмиграции был сформирован «Кадетский корпус-лицей императора Николая II». Это был последний кадетский корпус, который просуществовал до 1964 года.

В 1995 г. в г. Ростове-на-Дону был создан «Второй Донской императора Николая II кадетский корпус», ставший историческим преемником двух кадетских корпусов – «Второго Донского» и «Николаевского» (Версальского). Второй Донской кадетский корпус входит в объединение кадетских корпусов и Суворовско-Нахимовских училищ России.

Сегодня в корпусе обучается 283 кадета. В основном – это дети из малообеспеченных семей, сироты, дети военнослужащих погибших в горячих точках.

16 июля 2001 года Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области № 338 «Второй Донской императора Николая II кадетский корпус» стал государственным образовательным учреждением Ростовской области. 29 августа того же года совместным приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области и Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» корпусу присвоен областной статус «казачий». Количество воспитанников корпуса – 363.

2. Государственное общеобразовательное учреждение Ростовской области – кадетская школа-интернат «Донской Императора Александра III казачий кадетский корпус», г. Новочеркасск.

В 1883 году Высочайшем повелением государя императора Александра III в столице Области войска Донского г. Новочеркасска был основан Донской кадетский корпус. В 1898 году корпусу в память царя-основателя, умершего в 1894 году, пожаловано наименование «Донской императора Александра III кадетский корпус». В 1887 году корпус переехал во вновь отстроенное здание. В 1918-1919 прошел последний 30-й выпуск кадет. 26 января 1920 года корпус эвакуировался за рубеж, где два года существовал в Измаилии (Египет). В разных модификациях в зарубежье корпус просуществовал до 1945 года.

С 13 октября 1991 года начинается новая история корпуса, воссозданного инициативной группой подвижников в 6-й средней школе г. Новочеркасска.

За последние годы корпус стал государственным образовательным учреждением и получил помещение по адресу: г. Новочеркасск, Баклановский проспект, 89.

29 августа 2001 года совместным приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области и войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» корпусу присвоен областной статус «казачий». Количество воспитанников корпуса – 233.

3. Государственное общеобразовательное учреждение Ростовской области – кадетская школа-интернат «Шахтинский Я.П. Бакланова казачий кадетский корпус», г. Шахты.

4 сентября 2002 г. состоялось открытие филиала Донского Императора Александра III казачьего кадетского корпуса в пос. Аюта г. Шахты.

В 2004 г. согласно постановлению Администрации Ростовской области «О реорганизации государственного общеобразовательного учреждения кадетской школы-интерната «Донской Императора Александра III кадетский корпус» филиал преобразован в самостоятельный корпус. Продолжая традиции дореволюционных кадетских образовательных учреждений, корпус выбрал в качестве своего исторического покровителя выдающегося казачьего  полководца, усмирителя Польши и Кавказа, генерала-майора Якова Петровича Бакланова. Количество воспитанников корпуса – 151.

4. Государственное общеобразовательное учреждение Ростовской области – кадетская школа-интернат «Белокалитвинский Матвея Платова казачий кадетский корпус», г. Белая Калитва.

3 сентября 2002 года, согласно постановлению № 556 от 29.10.2001 г. Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области В.Ф. Чуба «О создании сети кадетских корпусов в Ростовской области», в г. Белая Калитва было открыто государственное общеобразовательное учреждение кадетская школа-интернат «Белокалитвинский Матвея Платова кадетский корпус».

19 мая 2003 года совместным приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области и Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» корпусу присвоен областной статус «казачий».

При корпусе работают секции парашютного спорта, подводного плавания, конной и верховой подготовки, рукопашного боя, альпинизма, парапланеризма, туризма, бальных танцев, лозоплетения, ИЗО и др. Среди кадет корпуса 5 чемпионов первенства и Кубка России по Армейскому рукопашному бою. Количество воспитанников корпуса – 285. В корпусе обучаются 3 группы девушек по 20 человек в каждой (8, 9 и 10 классы).

5. Государственное общеобразовательное учреждение Ростовской области – кадетская школа-интернат «Морозовский А.В.Суворова казачий кадетский корпус», г. Морозовск.

4 ноября 2002 года, согласно постановлению № 556 от 29.10.2001 г. Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области В.Ф. Чуба «О создании сети кадетских корпусов в Ростовской области», в г. Морозовск было открыто государственное общеобразовательное учреждение кадетская школа-интернат «Морозовский кадетский корпус». 6 августа 2003 года совместным приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области и войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» корпусу присвоен областной статус «казачий». Количество воспитанников корпуса – 204.

6. Государственное общеобразовательное учреждение Ростовской области – кадетская школа-интернат «Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус», п. Рассвет Аксайский район.

5 августа 2004 г. постановлением Администрации Ростовской области дано начало самому молодому на донской земле казачьему кадетскому корпусу. Ко времени создания корпуса совпало обретение места упокоения легендарного донского Атамана XVII века, первого донского генерала Данилы Ефремовича Ефремова. Избрав его в качестве своего исторического покровителя, корпус исполняет заветы отцов, подготавливая воспитанников к служению России. Количество воспитанников – 100.

В 6 казачьих кадетских корпусах обучается 1530 кадет, среди которых 176 детей-сирот и опекаемых, 449 детей из неполных семей, 381 – из малообеспеченных семей, нуждающихся в постоянной социальной поддержке и помощи.

6 казачьих кадетских профессиональных училищ:

1. Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Тацинское казачье кадетское профессиональное училище Ростовской области, пос. Жирнов Тацинского района;

2. Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Белокалитвинское казачье кадетское профессиональное училище Ростовской области, г. Белая Калитва;

3. Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Волгодонское казачье кадетское профессиональное училище Ростовской области, г. Волгодонск;

4. Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Азовское казачье кадетское профессиональное училище Ростовской области, г. Азов;

5. Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Миллеровское казачье кадетское профессиональное училище Ростовской области, г. Миллерово.

6. Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Сальский казачий кадетский профессиональный лицей Ростовской области, г. Сальск.

93 муниципальных образовательных учреждения с областным статусом «казачьи», 15 казачьих центров дополнительного образования с областным статусом «казачьи», 21 детский сад с областным статусом «казачьи».

Благодаря тому, что система казачьего образования и воспитания охватывает не только учебный процесс, но и досуг ребят, постепенно формируется менталитет высоконравственного, интеллектуально и физически развитого молодого казака, любящего Донской край, знающего историю и традиции своего народа, способного к жизнетворчеству и созиданию. Выпускники казачьих школ готовы к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, к полноценному и ответственному выполнению социальной, профессиональной и семейной ролей. Формированию этих качеств способствует ношение казачьей формы одежды, корпусное знамя, шевроны, которые являются знаками отличия каждого кадетского корпуса, кадетские и казачьи ритуалы и традиции.

На всех ступенях казачьего образования наряду с традиционными предметами вводится преподавание следующих курсов: история Дона, история казачества, история военного искусства Донских казаков, основы православной культуры, история донских ремесел и т. д.

Учитывая большую социальную значимость, экономический эффект и результаты деятельности казачьих кадетских корпусов в Ростовской области, и в ряде других регионов России, идет эксперимент по внедрению кадетского образования в систему начального профессионального образования.

Актуальность этого вопроса приобретает новое звучание в условиях сложной демографической обстановки, угрожающей нехватке квалифицированных кадров массовых рабочих профессий.

Отличительной особенностью 2006 года – передача в ведение департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области 3 профессиональных училищ.

Эти училища стали казачьими кадетскими образовательными учреждениями. Значительно улучшена их материально-техническая база – приобретены новые тракторы, комбайны «Дон-1500», КАМАЗы, автобусы и сельхозоборудование. А с 1 января 2007 года еще 2 профессиональных училища (г. Миллерово и г. Азов) и Сальский профессиональный лицей также переданы в ведение департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений области. Общая численность обучающихся в казачьих кадетских профессиональных училищах – более 1700 человек. Подписан договор между Администрацией Ростовской области и ОАО «РЖД» о развитии Сальского казачьего профессионального лицея, предусматривающий дополнительное вложение в течение 3-х лет 100 млн. руб. на развитие материально-технической базы учреждения.

Учащиеся казачьих кадетских профессиональных училищ – допризывная молодёжь, поэтому кроме профессионального обучения большое внимание уделяется военно-патриотическому, духовно-нравственному и физическому воспитанию подрастающего поколения, для чего в штатное расписание (опять же за счёт средств областного бюджета) введены должности офицеров-воспитателей, преподавателей дополнительного образования.

Более 50 образовательных учреждений Волгоградской области дошкольного, основного полного среднего, начального и среднего профессионального образования уже сегодня имеют в образовательно-воспитательном процессе элементы этнокультурного казачьего компонента, ведут патриотическое воспитание учащихся на исторических примерах героического служения казачества России.

В этом плане заслуживает внимания опыт работы МОУ среднего полного общего образования Самолшинская кадетская школа-интернат «Алексеевский казачий кадетский корпус» и МОУ среднего полного общего образования Поповская кадетская школа-интернат «Кумылженский казачий кадетский корпус», МОУ среднего полного общего образования Етеревская школа станицы Етеревской Михайловского района, МОУ основного общего образования Суводская школа станицы Суводская Дубовского района, МОУ среднего общего полного образования Попковская школа Котовского района, МОУ основная общеобразовательная Дурновская школа х. Дурновский Новоаннинского района и многих других.

В Волгоградской области сформировался и определенный положительный опыт создания кадетских классов, кадетских школ (школ-интернатов): «Первый Волжский кадетский корпус «Надежды России», кадетский класс МОУ СОШ № 95 Волгограда, получивший одно из призовых мест на проходившем в Волгограде с 03.05.-10.05.2006 г. II-м Всероссийском военно-патриотическом слете кадетских классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, «Алексеевский казачий кадетский корпус», Поповская кадетская школа-интернат Кумылженского района, фактически реализуется кадетский компонент в Волгоградском мужском педагогическом лицее, действуют кадетские классы в Урюпинской школе-интернате для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, открыта муниципальная экспериментальная площадка на базе МОУ общеобразовательная школа-интернат № 8 Волгограда по включению в систему образования этнокультурного казачьего и кадетского компонентов, развивается кадетское образование в системе дополнительного образования – кадетский клуб «Дон» ДЮЦ Котельниковского района, казачий кадетский радиоклуб «Донцы» г. Калач-на-Дону, и др. Кадецкий казачий конно-спортивный клуб Суровикинского казачьего общества и казачий кадетский радиоклуб «Донцы» г. Калач-на-Дону в 2006 – 2007 гг. получили от Комитета по делам национальностей и казачества финансовую поддержку на развитие своей деятельности в объеме, утвержденном по перечню мероприятий по Постановлению Главы Администрации Волгоградской области от 28 июля 2006 г. № 956 в части раздела «Образования и молодежная политика» п. 2.9. «Обеспечение государственной поддержки деятельности казачьих детско-юношеских спортивных клубов».

1.2. Ресурсный потенциал в системе дополнительного образования: региональный казачий компонент.

Особое место в деле военно-патриотического воспитания подростков отводится образовательным учреждениям дополнительного образования детей. В настоящее время статус «Казачьи» имеют 18 таких учреждений, которые охватывают более 15000 ребят. Все занятия проводятся в свободное от учебы время, что положительно сказывается на профилактике детской преступности и безнадзорности.

Основной целью деятельности центров дополнительного образования детей является воспитание у детей и молодежи патриотизма и гражданственности, чувства гордости за свою малую родину. Бережного отношения к природному и культурному наследию родного края в лучших традициях национальной, духовной культуры, приобщения их к изучению истории Донского казачества, формирование стремления сохранять, беречь и преумножать лучшие традиции края, а также с целью создания условий для интеллектуального, духовного роста молодого поколения.

В каждом казачьем центре разработаны и успешно реализуются программы военно–патриотического воспитания, включающие в себя следующие образовательные области: декоративно-прикладная; эколого-биологическая; туристко-краеведческая; конно–спортивная; художественно-эстетическая.

Данные образовательные области реализуют региональный казачий компонент и являются основой деятельности детских объединений дополнительного образования: военно-патриотические клубы, секции военно-прикладных видов спорта, историко-краеведческие клубы, спортивные секции боевых единоборств и спортивных игр, секции конно-спортивной подготовки, художественные студии, студии народных танцев[2].

Как результат работы стали регулярными выставки рисунков и поделок  детей, конкурсы художественной самодеятельности, спортивные соревнования, районные смотры – конкурсы школьных музеев, пешеходные походы по местам боевой и казачьей Славы, посещение музеев Казачества, краеведческих, боевой Славы.

Хорошие результаты военно–патриотического воспитания показывают: Зерноградский казачий подростковый центр военно-патриотического воспитания «Ермак», в котором занимается 1553 воспитанника в 110 городских объединениях и 1015 воспитанников в 81 сельском объединении, Дом детского творчества «Казачьи истоки» г. Белая Калитва – 2126 ребят  и Миллеровский Дом детства и юношества высшей категории - 3030 ребят.

ВКО «Всевеликое Войско Донское» и Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области успешно реализовали «Областную целевую программу поддержки казачьих обществ на 2007 – 2009 годы», в рамках которой в 2007 году спортивный инвентарь получили 33 казачьих школы, 8 образовательных учреждений дополнительного образования. Казачья форма приобретена  для 24 казачьих школ. Музыкальную аппаратуру получили 10 образовательных учреждений дополнительного образования, 22 казачьих школы. Школы, имеющие областной статус «казачьи», регулярно получали от департамента государственную символику, плакаты, методическую и художественную литературу.

Ежегодно проводятся конкурсы детских творческих работ посвященных Азовскому осадному сидению Донских казаков, предметные олимпиады по истории Донского казачества и литературе Дона. В конкурсах приняли участие 1263 учащихся, представивших свои сочинения, рефераты, былины, историко-литературные исследования. Большую активность при этом проявляют средние общеобразовательные школы: № 2 г. Каменск - Шахтинска, № 8 г. Гуково, № 5 г. Азова, № 2 г. Семикаракорска, № 14 г. Зернограда, № 3 г. Миллерово, Чапаевская средняя общеобразовательная школа Белокалитвинского района. Победителям конкурса вручены призы: музыкальные центры, DVD-плееры, фотоаппараты.

Стал традиционным фестиваль казачьей молодежи «Казачок». Ежегодно в зональных этапах фестиваля принимают участие более 800 детей. В спортивных соревнованиях по военно–прикладным видам спорта, боевым единоборствам и по футболу принимают участие более 1000 казачат.

Особенно активно проявили себя школы Белокалитвинского, Мартыновского, Миллеровского, Багаевского, и Зерноградского районов. Казачьи образовательные учреждения этих районов стали центрами духовного возрождения казачьей молодежи, в них создан особый уклад жизни, создано единое образовательное пространство. На базе казачьих образовательных учреждений успешно работают экспериментальные площадки, которые формируют педагогический опыт гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и подростков.

Наиболее эффективно действует модель воспитательной системы в Белокалитвинском и Багаевском районах Ростовской области. В ее основе лежит внедрение инновационных методик и технологий патриотического и гражданского воспитания, основанных на казачьих традициях и реализации казачьего компонента через многообразные программные мероприятия. Ежегодно в районах проводятся фестиваль «Казачья песня», «Международные Каяльские чтения на Дону и реке Калитве», конкурсы «Мой Донской край», «Юная казачка», акции «Казаки против наркотиков», историко-краеведческие и правовые олимпиады, казачьи спартакиады, военно-спортивные игры, встречи с местными историками-краеведами, почётными казаками и жителями города, ветеранами всех последних войн. На базе школ этих районов Департаментом проводились семинары и «круглые столы» по реализации казачьего компонента в системе образования.

Большой вклад в возрождение духовной культуры на Донской земле и воспитание патриотизма вносят авторские программы и факультативные курсы, разработанные преподавателями казачьих образовательных учреждений.

Впервые с 2007 году в рамках Областной целевой программы поддержки казачьих обществ департаментом проводится областной конкурс на лучшую казачью школу.

Отдельно необходимо отметить работу по реализации казачьего компонента в казачьих детских садах. На протяжении последних лет в этих образовательных учреждениях успешно реализуются различные программы, направленные на приобщение детей к христианской культуре, их патриотическому воспитанию, возрождению песенного фольклора. Фольклорные и православные праздники стали привычными для воспитанников этих казачьих образовательных учреждений.

В казачьих образовательных учреждениях, усилиями педагогов, родителей и учащихся оформлены вестибюли, кабинеты по казачьей тематической направленности, школьные музеи с уголками казачьего быта. В казачьих кадетских корпусах и казачьих профессиональных училищах оборудованы домовые церкви или молельные комнаты, закреплены духовные наставники из числа священнослужителей Ростовской Епархии, которые постоянно принимают участие в значимых событиях: выпуск воспитанников, годовщина образовательного учреждения, принятие клятвы кадетами и т.д. Регулярно общаются с учащимися. Кадеты принимали участие в таких мероприятиях, проводимых Епархией, как встреча «Благодатного Огня», всероссийская выставка «Православная Русь». По православным праздникам многих учащихся казачьих образовательных учреждений можно увидеть в церквях и храмах.

Педагогические коллективы казачьих образовательных учреждений успешно участвуют в реализации национального проекта «Образование». Есть первые успехи: грант в 1 млн. рублей получила Ленинская средняя школа Белокалитвинского района, а премию президента России размером в 100 тысяч рублей – учитель Литвиновской школы Белокалитвинского района Шевкун Е.И. и учитель Ленинской школы Белокалитвинского района, заслуженный учитель РФ Сушкова Г.Е..

Совершенствование системы казачьего патриотического образования реализуется в совместной деятельности с органами местного самоуправления, местными органами казачьего правления, общественными организациями.

В дни летних каникул Департаментом по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области традиционно проводится «Казачья смена» (около 500 детей - сирот и детей из малообеспеченных семей) в летнем оздоровительно – образовательном комплексе «Казачок», который реализует программы военно-патриотического, эстетического и физического воспитания детей на основе изучения истории Отечества, Казачества, традиций и обычаев жителей Дона. Ростовская область является новатором в области технологий организации летнего отдыха детей и молодежи, внедряя региональный «казачий» компонент в программы детского оздоровления в летний период.

Педагогический коллектив Урюпинской школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжил работу по внедрению казачьего кадетского образования и воспитания в рамках областной экспериментальной площадки. В апреле 2006 года прошел первый слет кадетов окружного казачьего общества «Хоперский округ» ВКО «ВВД». Информация о слете была опубликована в «Казачьем Круге». Комитет по делам национальностей и казачества оказал помощь в обмундировании 20 кадет к этому слету.

Одновременно с Хоперским слетом в городе-герое Волгограде проходил II-й Всероссийский военно-патриотический слет кадетских классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, посвященный Дню Победы. В числе мероприятий этого слета одним из самых лучших был назван самими кадетами «День казачества». Эта встреча участников слета с казаками ОКО «Волгоградский округ» ВКО «ВВД» была организована и профинансирована Комитетом по делам национальностей и казачества в форме традиционного казачьего круга: участвовали лучшие казачьи творческие коллективы, казачьи детские и молодежные ансамбли, спортивный казачий клуб ОКО «Волгоградский округ» им. Атамана Платова, члены которого продемонстрировали высочайшую степень владения искусством рукопашного боя.

Усилиями районной администрации при поддержке вице-губернатора Волгоградской области Ю.И. Сизова в станице Етеревской Михайловского района МОУ создается кадетская школа-интернат «Етеревский казачий кадетский корпус». Школа более десяти лет работает по авторским программам учителей школы. В школе имеется казачья молодёжная организация школьного самоуправления «Станица». В школе создан музей истории станицы Етеревской.

В МОУ СОШ № 11 г. Михайловки планируется организовать работу кадетских классов. Администрацией Фроловского района запланировано создание кадетских классов в Ветютневской школе. Администрация г. Фролово и орган управления образованием рассматривают вопрос о придании статуса «кадетская» школе № 1 им. А.М. Горького, в которой с 2002 года действуют кадетские классы и накоплен значительный положительный опыт кадетского воспитания. Создан кадетский класс в школе № 2 г. Суровикино, а в школе № 1 организован кадетский подростковый клуб «Эскадрон». Администрация Чернышковского района ведет работу по созданию казачьих кадетских классов на базе Тормосиновской и Захаровской школ, а в Тормосиновской школе-интернате для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей планируется реализация проекта «Приобщение воспитанников к истории и традициям казачества» по примеру Урюпинской школы-интерната. В Котельниковском районе на базе МОУ Центр детского творчества уже несколько лет работает военно-патриотический казачий кадетский клуб «Дон». В Калачевском районе кадетское движение представлено Калачевским подростковым казачьим кадетским клубом им. 4-го Донского Графа Платова полка. Администрация Паласовского района поддержала инициативу районного казачьего общества о создании кадетских групп на базе МУ «Центр социальной помощи подросткам и молодежи «Пересвет».

Ежегодно во всех казачьих образовательных учреждениях проводится месячник военно-патриотической работы, в ходе которого учащиеся активно участвуют в торжественных мероприятиях, посвященных годовщинам освобождения городов и районов Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков. Проводятся уроки мужества, встречи с участниками Великой Отечественной войны, с воинами-интернационалистами, читательские конференции по книгам на военную тематику, экскурсии по местам боевой славы казаков Дона, конкурсы, соревнования, викторины. Казачата оказывали реальную помощь на подворьях участников Великой Отечественной войны, боевых действий в Чеченской республике и воинов-интернационалистов. Принимали участие в обустройстве и провели вахты памяти у памятников и обелисков советским воинам-освободителям, организовали шефские концерты для воинов-интернационалистов и ветеранов Великой Отечественной войны.

В кадетской школе «Второй Донской Императора Николая II казачий кадетский корпус» проводятся мероприятия, посвященные событиям памятного Ледяного похода 1918 года. На торжественном построении учащимся младших кадетских классов вручаются красные кадетские погоны.

Кадеты Аксайского Данилы Ефремова казачьего кадетского корпуса посетили бригаду специального назначения, расположенную в п. Рассвет и возложили цветы к памятнику разведчикам Советской Армии, погибшим при выполнении воинского долга.

Группа кадет Белокалитвинского Матвея Платова казачьего кадетского корпуса выступают в канун Дня защитника Отечества с концертной программой перед воспитанниками детских садов № 42, № 44 г. Белая Калитва.

В период месячника военно–патриотической работы было задействовано 100% воспитанников казачьих кадетских корпусов и казачьих кадетских профессиональных училищ и более 21000 учащихся казачьих школ.

Впервые, 9 мая 2007 года в военном параде войск Северо–Кавказского военного округа в г. Ростове-на-Дону, посвященном 62-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, приняли участие парадные расчеты 4-х кадетских корпусов общей численностью более 400 человек. Командующим СКВО участникам парада была объявлена благодарность.

В Хоперском округе успешно проведен первый Слет кадет. В нем принимали участие более 150 воспитанников кадетских корпусов и  казачьих школ из Урюпинска, Алексеевского и Новоаннинского районов Волгоградской области. В программу слета входили спортивные соревнования, посещение Покровской церкви, где кадеты поклонились иконе Урюпинской Божьей Матери, возложение гирлянды цветов к памятнику воинам павшим в годы Великой Отечественной войны, концерт художественной самодеятельности.

ВКО «Всевеликое Войско Донское» и Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области уделяет особое внимание повышению уровня обученности и профессиональной квалификации офицеров-воспитателей казачьих кадетских образовательных учреждений.

Проводятся семинары для руководителей, преподавателей казачьих кадетских корпусов Ростовской области и образовательных учреждений с областным статусом «казачьи» по теме «Региональный «казачий» компонент – основа будущего казачества России!». В работе семинаров приняло участие 290 человек. Проведены две научно-практические конференции на тему «Пути и методы развития казачьих кадетских корпусов».

Проведены курсы повышения квалификации различной тематики, позволившие повысить квалификацию более 120 человек из числа руководителей, заместителей директоров, социальных работников и офицеров-воспитателей казачьих кадетских образовательных учреждений.

Департаментом по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области совместно с Ростовским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования проводятся курсы повышения квалификации офицеров-воспитателей казачьих кадетских образовательных учреждений по проблемам «Программно-методическое обеспечение воспитания гражданина и патриота Отечества в кадетских образовательных учреждениях», «Научно–методические основы патриотического воспитания учащихся казачьих кадетских образовательных учреждений на этнокультурных традициях  Донского казачества», полевые учебно–методические сборы на базе Ростовского военного института Ракетных войск, на которых обучилось 73 офицера - воспитателя.

Совместно с отделом образования Ростовской епархии РПЦ для преподавателей казачьих кадетских образовательных учреждений и преподавателей образовательных учреждений с областным статусом «казачье» проведены обучающие курсы по программе «Основы православной культуры в светских учебных заведениях», в которых приняли участие 57 человек.

В казачьих образовательных учреждениях успешно реализована интеграция содержания основного и дополнительного образования, которая имеет преемственность на различных уровнях образования – от детского сада до профессионального училища. Кружковой работой охвачено более 70% казачат. Успехи деятельности казачьих образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования демонстрируют победители районных и областных конкурсов и олимпиад. Постоянно в работе казачьих школ появляются новые проекты и новые формы деятельности.

2. Движение «Донцы» и работа с допризывной молодежью.

Особого внимания и заботы всего общества требует перспектива формирования Российской Армии на профессиональной основе связанный с переходом на одногодичный срок срочной службы в рядах Вооруженных Сил. Поэтому поручение Президента РФ В. В. Путина об улучшении допризывной подготовки молодежи к военной службе на Дону было воспринято как свою прямую, причём исторически традиционную, обязанность.

Одним из путей решения поставленной задачи представляется целенаправленное и эффективное использование потенциала казачьих кадетских образовательных учреждений, в том числе в системе начального профессионального образования. Только такое решение данного вопроса позволит поднять на более высокий уровень качество подготовки призывников в казачьих кадетских профессиональных училищах, готовых с первых дней призыва достойно нести службу в рядах Российской Армии[3].

Большую роль в военно-патриотическом воспитании играет непосредственное участие казачат в мероприятиях по сохранению исторического наследия Донского казачества и боевого прошлого России. Так, в губернаторском смотре, проходившем в г. Новочеркасске в рамках Первого международного съезда православной казачьей молодежи, приняли участие 880 человек из 44 школ Ростовской области и более 800 кадет. В праздновании 365-летия Азовского осадного сидения Донских казаков, которое состоялось в г. Азове, участвовали более 1600 учащихся из казачьих кадетских корпусов, казачьих кадетских профессиональных училищ и школ.

Особое место в военно-патриотическом воспитании казачьей молодежи занимает работа 16 казачьих округов войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» с допризывной молодежью. Атаманы казачьих обществ организуют в летнее время дополнительные занятия, с привлечением специалистов, в военно-спортивных лагерях с первоначальной военной подготовкой. К таким занятиям было привлечено более 1700 допризывников.

ВКО «Всевеликое войско Донское» совместно с Военными Комиссариатами Ростовской и Волгоградской областей ежегодно проводят торжественное мероприятие «День призывника».

Заметную роль в деле военно–патриотического воспитания играет казачье молодежное движение «Донцы». Члены казачьего молодежного движения «Донцы» совместно с другими молодежными движениями организовывают и проводят ежегодные мероприятия:

- форум молодежного казачьего движения «Донцы»;

- встреча Совета Стариков «Всевеликого войска Донского» с казачьей молодежью;

- участие в Международном Форуме казачьей культуры в Крыму. В рамках Форума проходят встречи молодых казаков России, Украины, Белоруссии и Казахстана;

- торжественные акции «С Днем рождения Россия!», посвященной Дню России.

Наиболее плотное взаимодействие осуществляется с «Молодой Гвардией Единой России» и антифашистским движением «Наши». Только в июне 2007 г. во всех кадетских образовательных учреждениях проведены учебные военно-полевые сборы, в которых приняли участие 100% воспитанников призывного возраста.

Работа по военно-патриотическому и физическому воспитанию, подготовка казачьей молодежи к военной службе строится в соответствии с Федеральным законом «О государственной службе российского казачества», Положением «О подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» и областных законодательных актов, а так же на основании договоров между ВКО ВВД, штабом ЮВО, военных комиссариатов Ростовской и Волгоградских областей о взаимном сотрудничестве. Заключены договоры между ВВД и соединениями армии и флота по вопросам взаимодействия и организации призыва.

Эта работа организована и проводится как в казачьих обществах, казачьих учебных заведениях, так и в созданной сети военно-патриотических клубов и спортивных секций. Особое внимание уделяется привлечению к занятиям «трудных», «проблемных» подростков, проводится работа по смене их нравственных ориентиров и ценностей.

Традиционно в Донецком округе «Всевеликого Войска Донского», в городе Миллерово, на базе 4 Армии ВВС проводятся два раза в год полевые сборы казаков с проведением боевых стрельб из различных видов стрелкового оружия, многие казаки показали отличные и хорошие результаты. На сборах с казаками проводят занятия военнослужащие Южного военного округа и областных военных комиссариатов.

Военным управлением Войска совместно с Южным военным округом и военным комиссариатом Ростовской области проводятся семидневные полевые сборы по обучению кавалерийских подразделений ВКО ВВД. Аналогичные учебно-полевые сборы проведены совместно с милицией общественной безопасности области. В рамках проведения сборов прошли занятия в полевых условиях с командирами муниципальных казачьих дружин, командиров отделений Ростовской и Волгоградской областей Войска Донского с приглашением начальников районных отделов милиции общественной безопасности.

Цель данных мероприятий: организация обеспечения полного взаимодействия с вышеперечисленными силовыми структурами, а так же совершенствования приобретённых навыков в управлении подчинёнными подразделениями при выполнении задач по охране общественного порядка и других задач, стоящих перед подразделениями.

Анализ проведенных мероприятий в период призыва показывает, что работа была организована и проводилась в соответствии с требованиями руководящих документов по организации допризывной подготовки, комплектованию соединений, частей и подразделений Вооруженных Сил РФ с наименованием «казачьи» из числа юношей-казаков, подлежащих призыву.

В ходе организационных мероприятий, были согласованы вопросы взаимодействия ВКО ВВД с организационно-мобилизационным Управлением Южного военного округа, областными военными комиссариатами на период призыва и оказания практической помощи со стороны вышеуказанных органов казачьим округам и юртам по подготовке и подбору кандидатов для прохождения службы в рядах ВС РФ.

Практически во всех районах областей, атаманы казачьих округов или их представители по решению органов местного самоуправления принимали участие в работе призывных комиссий.

С командованием частей, в которых проходят службу военнослужащие-казаки, налажены тесные связи  по вопросам прохождения службы казаками в данных воинских частях. Поддерживается постоянная связь с призванными на службу казаками.

Необходимо отметить большую практическую работу Войска, проведенную по материальному обеспечению казачьих частей, выполняющих задачи на территории Чеченской Республики. Шефскую помощь казаки «Всевеликого войска Донского» оказывают военнослужащим, проходящим службу на Северном и Черноморском Флотах РФ и членам семей. Учащиеся казачьих образовательных учреждений поддерживают дружеские отношения с военными моряками атомной подводной лодки «Гепард». Стало традицией принимать детей моряков в летнем оздоровительном лагере «Казачок».

Войско Донское установило добрые отношения с 22-й гвардейской казачьей бригадой специального назначения (г. Аксай), Донским батальоном 205 мотострелковой бригады (г. Буденновск), Черноморским флотом (г. Севастополь), где наши призывники проходят службу на БПК «Азов» и «Новочеркасск», со Службой коменданта Московского Кремля в отношении прохождения военной службы молодыми казаками в Президентском полку, Донскими казаками комплектуется экипаж подводной лодки «Гепард» Северного флота. Прошло уже два призыва и отзывы о призывниках от командования полка только положительные. Казаки отличаются добротной допризывной подготовкой, высоким уровнем патриотизма и толерантности, ответственным и добросовестным отношением к своим обязанностям, владением конной выездки, холодным оружием, что немаловажно, учитывая специфику Президентского полка.

Результаты военно-патриотического воспитания и сохранения традиций Донского казачества были оценены на государственном уровне. 29 мая 2007 года в г. Ростове-на-Дону прошел «круглый стол» депутатов Государственной Думы – членов Комитета Государственной Думы по обороне, депутатов – членов профильных комитетов законодательных (представительных) органов законодательной власти субъектов Российской Федерации на тему «О роли и месте органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении обороны страны. Проблемы законодательного обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в целях мобилизации военной организации».

Как мы видим, кадетское образование и казачьи образовательные учреждения сегодня – это особые образовательные учреждения, дающие основы военной подготовки, предоставляющие кадетам возможность определиться с выбором будущего жизненного пути и получить первичные воинские навыки, связанные с предстоящим профессиональным выбором.

В дошкольных образовательных учреждениях, являющихся первой ступенью реализации регионального казачьего компонента ведется активная работа по разработке и внедрению воспитательных программ, сценариев праздников, обрядов и других мероприятий. Второй ступенью реализации казачьего компонента являются кадетские корпуса, школы, казачьи молодежные центры военно-патриотического воспитания, казачьи спортивные клубы и детско-юношеские спортивные школы, третья ступень – казачьи кадетские профессиональные училища и лицеи. Таким образом, можно говорить о становлении непрерывной системы военно-патриотического воспитания в кадетских образовательных учреждениях Ростовской и Волгоградской областях.

 

1. Всевеликое войско донское на рубеже веков (1999-2002). Документально-информационный бюллетень. Ростов н/Д: ООО «Арчак», 2002. Вып. 2.

2. Актуальные проблемы и перспективы развития казачества в Волгоградской области. По материалам учебно-методического семинара с атаманами округов, юртов и заместителями глава администраций районов, городов Волгоградской области 17 декабря 2002 г. Волгоград: «Издатель», 2003.

3. Чемякин Е.А. Исторические традиции казачьего самоуправления в России. Современно-прикладной аспект. Волгоград: ГУ «Издатель», 2003.

 

Алексей Озеров